Рояль Настройка пианино и роялей, ремонт
Ноты

Главная
Покупка
Настройка
Уход за инстр.
Запрос
О настройке фортепиано.

В концертных залах инструменты, предназначенные для игры с оркестром, настраиваются в оркестровом строе (ля = 443 герца). Определяется это тем, что струнникам и духовикам удобнее играть в повышенном строе. Да и контрабас при таком раскладе звучит лучше. Все другие пианино и рояли настраиваются в стандартном строе (ля = 440 герц).

* * *

Строй фортепиано всегда равномерно темперированный. Темперация как прием, применяется для убирания погрешности натурального строя, не позволяющего квинтовому кругу замкнуться. Каждая квинта темперированного строя чуть уменьшена, а кварта соответственно расширена. Консонансные интервалы, т.е. терции и сексты, при таком строе звучат несколько острее натуральных.
Темперированный строй позволяет без фальши играть во всех 24 музыкальных тональностях и используется со времен Баха.

* * *

Собственно настройка состоит из выстраивания зоны темперации, в которую входит почти весь средний регистр и точного пристраивания к ней басовой и дискантовой частей, и не смотря на простоту самого принципа, является процедурой трудоемкой и не простой по исполнению.
Количество струн в фортепиано, в зависимости от инструмента, колеблется от 220 до 240. За время настройки, мастер тянет каждую струну не менее трех раз, а сила натяжения струны в среднем 100 килограмм.
Так же настройка требует немалого усилия внимания.
Настройщик должен уметь выделять из общего звучания определенные биения, позволяющие настраивать фортепиано, т.е. владеть специальным слухом помимо гармонического, и всегда соотносить это особое слышание с потолком чистоты инструмента, каковая тоже сильно колеблется в зависимости от свойств данного фортепиано.
Существует еще множество приемов и технических тонкостей, описание которых в ознакомительной статье затруднительно.

* * *

Существуют ускоренные способы настройки, когда проверяются сразу все семь октав. Для этого следует иметь семь клинышков. Некоторые настройщики пользуются этим способом при повышении строя на полтона, чтобы давать равномерную нагрузку на раму, а также при окончательной проверке всех регистров.
Возможен вариант настройки с помощью двенадцати клиньев-глушителей на одну октаву. В этом случае настраиваются все крайние (скажем левые) струны хора. Темперация сокращается по времени в три раза, так как далее остается подстроить все средние и все крайние правые струны хора.
Возможна красочная настройка с завышением октав. Такая "освеженная" октава будет давать вниз не темперированную, а почти чистую квинту; по чистым квинтам можно настраивать лишь две верхние октавы.

* * *

Сам автор этой странички работает в один клинок, что позволяет более точно ставить темперацию и сводить к минимуму грязь в басах, и считает, что все ускоренные способы - есть, скорее, способ обхитрить самого себя. Так же как и использование при настройке электронного тюнера.


Настройка фортепиано с повышением строя.

Если инструмент звучит на тон ниже, то необходимо узнать, сколько лет он не настраивался, тщательно выяснить его конструкцию: полная или неполная рама, не отстает ли вирбельбанк при неполной раме, держат ли колки, нет ли трещин в раме, вирбельбанке, деке.
Настройка такого пианино в камертон, резко увеличивает нагрузку на несущую часть инструмента и все вышеперечисленные дефекты могут привести к быстрому расстраиванию, а то и к поломке.
В некоторых случаях такая настройка требует повторного приезда.

* * *

Обычно при малой эксплуатации снижение на тон происходит за 10-12 лет, на пол тона за 5-6 лет. Новый или ремонтированный инструмент, в результате обтяжки струн, понижает строй значительно быстрее.
Молоточки

Главная Покупка Настройка Уход Запрос



Hosted by uCoz